Обзор изменений в Законе об аудиторской деятельности

Принят Закон Республики Беларусь 14 июля 2025 г. № 95-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».
Основные изменения в Законе «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон) следующие:
1. Уточнено определение аудируемых лиц:
Предыдущая редакция | Новая редакция |
аудируемые лица – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, представительства иностранных и международных организаций, холдинги, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), индивидуальные предприниматели, иные лица, в отношении которых проводится аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и (или) оказываются иные аудиторские услуги (далее, если не установлено иное, – аудиторские услуги) | аудируемые лица – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, их обособленные подразделения, представительства иностранных юридических лиц и иных организаций, зарегистрированных в установленном порядке в иностранном государстве, филиалы иностранных юридических лиц, холдинги, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), иные лица, в отношении которых проводится аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и (или) которым оказываются иные аудиторские услуги (далее, если не установлено иное, – аудиторские услуги) |
Таким образом, основные изменения представлены:
- уточнены категории иностранных организаций:
- ранее упоминались представительства иностранных и международных организаций;
- теперь более конкретно указано: представительства иностранных юридических лиц и иных организаций, зарегистрированных в установленном порядке в иностранном государстве, а также филиалы иностранных юридических лиц.
- не поименованы индивидуальные предприниматели;
- расширен перечень обособленных подразделений:
- ранее уточнялось, что они должны иметь отдельный баланс;
- в новой редакции это требование исключено.
2. Дополнены полномочия Совета Министров Республики Беларусь по регулированию аудиторской деятельности следующими пунктами, теперь Совета Министров также:
- утверждает положение о деловой (профессиональной) репутации;
- устанавливает особенности оказания аудиторских услуг в отношении обеспечения дополнительной защиты информации о деятельности организаций, имеющих особую экономическую значимость для Республики Беларусь и включенных в определенный Советом Министров Республики Беларусь перечень.
3. В соответствии с новой редакцией п. 4 статьи 5 Закона Национальный банк вправе запрашивать информацию, необходимую для выполнения своих функций в области аудиторской деятельности:
Предыдущая редакция | Новая редакция |
у Аудиторской палаты, аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей, осуществляющих аудиторскую деятельность в банках, банковских группах, банковских холдингах | у государственных органов, Аудиторской палаты, аудиторов, аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей, осуществляющих аудиторскую деятельность в банках, банковских группах, банковских холдингах |
4. В отношении полномочий Министерства финансов Республики Беларусь по регулированию аудиторской деятельности в части запроса информации, необходимой для выполнения своих функций в области аудиторской деятельности, изменения в Законе следующие:
Предыдущая редакция | Новая редакция |
Министерство финансов вправе запрашивать информацию, необходимую для выполнения своих функций в области аудиторской деятельности, у Аудиторской палаты, аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. | Министерство финансов вправе запрашивать информацию, необходимую для выполнения своих функций в области аудиторской деятельности, у государственных органов, Аудиторской палаты, аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аудиторов, физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата аудитора. |
Таким образом, в новой редакции Закона Министерство финансов вправе запрашивать информацию также у:
- государственных органов;
- аудиторов (не только аудиторов-ИП);
- физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата аудитора.
5. Претерпел изменения пункт 2 статьи 7 Закона, который касается требований, предъявляемых к аудитору, для наличия у него права участвовать в аудиторской деятельности:
Предыдущая редакция | Новая редакция |
2. Аудитор имеет право участвовать в осуществлении аудиторской деятельности с даты включения сведений о нем в аудиторский реестр и утрачивает это право с даты исключения его из аудиторского реестра.
Аудитор, находящийся на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом), наркотических средств или психотропных веществ (наркоманией), токсикоманических средств (токсикоманией) либо имеющий непогашенную или неснятую судимость за совершение преступлений против интересов службы, собственности и порядка осуществления экономической деятельности, за совершение иных преступлений, связанных с использованием служебных полномочий, не имеет права участвовать в осуществлении аудиторской деятельности или осуществлять аудиторскую деятельность. |
2. Аудитор имеет право участвовать в осуществлении аудиторской деятельности с даты включения сведений о нем в аудиторский реестр и утрачивает это право с даты исключения этих сведений из аудиторского реестра.
Аудитор не вправе участвовать в осуществлении аудиторской деятельности или осуществлять аудиторскую деятельность, если он: — находится на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом), наркотических средств или психотропных веществ (наркоманией), токсикоманических средств (токсикоманией); — не соответствует требованию о наличии безупречной деловой (профессиональной) репутации. Для целей настоящего Закона наличие у аудитора (физического лица, претендующего на получение квалификационного аттестата аудитора) безупречной деловой (профессиональной) репутации означает отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также за совершение не представляющих большой общественной опасности или менее тяжких преступлений, предусмотренных статьями 209–212, 222–228, 229, 231–241, 243–2433 , 252, 254, 255, 3411, 342, 3422 , 361–3615 , 3691 –3693 , 373–3753 , 424–427, 429, 431–433 Уголовного кодекса Республики Беларусь; отсутствие фактов привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.23, 12.24, 12.32, 13.3, 23.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, если не истек срок, по окончании которого аудитор (физическое лицо, претендующее на получение квалификационного аттестата аудитора) считается не подвергавшимся административному взысканию; отсутствие фактов совершения деяний, дискредитирующих профессию аудитора, и наличие положительной оценки участниками гражданского оборота деловых (профессиональных) качеств и делового поведения аудитора (физического лица, претендующего на получение квалификационного аттестата аудитора), установленных согласно положению о деловой (профессиональной) репутации, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь. |
6. Для осуществления аудиторской организацией аудиторской деятельности теперь необходимо наличие в штате не менее трех (примечание — было пяти) аудиторов, обязанных участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, для которых эта организация является основным местом работы.
7. Для оказания аудиторской организацией аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии МСФО, ранее необходимо было прохождение аудиторской организацией не реже одного раза в три года внешней оценки качества ее работы с результатом, удовлетворяющим критериям, позволяющим оказывать аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО. Новая редакция Закона предусматривает прохождение внешней оценки качества не реже одного раза в пять лет (примечание – было трех), но не ранее чем через год после включения сведений об аудиторской организации в аудиторский реестр.
8. Аудируемые лица, заказчики аудиторских услуг вправе сообщать о допущенных аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем, аудитором нарушениях законодательства об аудиторской деятельности в Министерство финансов, Национальный банк, Аудиторскую палату и иные уполномоченные органы.
9. К аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора допускается физическое лицо, кроме прочего, обладающее безупречной деловой (профессиональной) репутацией.
10. Несоответствие аудитора требованию о наличии безупречной деловой (профессиональной) репутации является основанием для принятия Министерством финансов решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.
Изменения вступают в силу с 1 августа 2025 г. в отношении пунктов 1–4, 7–10 статьи 1, а в отношении пунктов 5 и 6 статьи 1 – с 1 января 2026 г. Иные положения Закона Республики Беларусь 14 июля 2025 г. № 95-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»» вступают в силу после официального его опубликования (17.07.2025).
Совету Министров Республики Беларусь до 1 августа 2025 г. поручено обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с новым Законом.